5.1 Средние века
Впервые слово "готы" было употреблено применительно к племенам варваров, которые в IV веке уничтожили римскую империю, а в период между IV-VIII веками завоевали практически половину цивилизованной Европы, несмотря на отсутствие технологий и более слабый уровень культуры. Ирония последующего употребления слова "готы" в плане сегодняшней субкультуры состоит в том, что далее оно обозначало скорее вкусовых интеллектуалов от мира сего.
5.2 Архитектура
Название "готика" происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Шпили костелов, тянущиеся в небо. Готика как вечная попытка идти вверх, поднятся к небесам. Самый красивый стиль архитектуры - готика - сочетающий изящество и силу. Наиболее известные готические соборы расположены в Германии, Франции, Австрии и Испании.
5.3 Литература
Далее был готический роман и поэзия - Байрон, Волпоул, Анна Райс, етс. Роман и поэзия, в которых наравне с мрачно-романтической и мистической стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей сущности. В последствии такие авторы как Эдгар По, Кафка, Густав Майринк успешно продолжили развитие этого жанра и примешали к мистике и романтике немного философии и внутренних человеческих изысканий. Один из наиболее читаемых готами авторов - Лавкрафт. Далее готика стала еще более философской, и к современной литературной готике "второй волны" можно отнести литературу "мрачной", последней романтики или же футурологической правды - Ремарк ("Триумфальная Арка", "Черный Обелиск", етс), Оруелл ("1984"), Хемингуей ("Острова в океане", "По ком звонит колокол"). И так называемую екзистенциальную литературу - Сартр ("Стена"), Камю ("Чума"), етс.
5.4 Кино
Начало отсчета готического кино - 1930-тые. Когда появились первые фильмы как мистического плана - "Носферату", "Дракула", етс., так и абстрактно - экспресионнистского плана - "Метрополис". Вскоре, как и в литературе к готическим фильмам стали относить и более психологическое, "непонятное" кино. Поэтому на данный момент готическое кино - это как экзистенциальное, психологическое кино, так и мистика, ужасы, etc. Готическое кино затрагивает все интеллекутальные сферы и аспекты бытия человека - поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания, баланс эмоций, знаний и мрачной романтики. Среди наиболее - "Ворон" (реж. ), "Потерянное шоссе" (реж. Дэвид Линч), "Одиссея 2001" (реж. Кубрик) Кусторица... Культовым готическим фильмом является "Ворон". В "Вороне" выражена суть готики - вечная боль, не сгоревшая в пепле смерти любовь, холодная правда и кровавая ложь.
5.5 Музыка [истоки и основы]
Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия "готы". Готическая музыка - эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления "готики") в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман и стихи эпохи романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер, етс.) со всей их холодной и необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю, етс) оказали также решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых, стали фактическими основателями готики - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE, etc. уже гармонично сочетали в своем творчество элементы как философии так и мистики, при этом подавая данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным, невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки, имиджа, эротики, философии, етс. Характерным следствием интереса групп к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово - стилевых особенностей культово - ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в своем развитии "готика" прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию "готических" направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия готика - это стиль, диапазон саб-жанров которого, простирается от тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro, future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики - оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и этнической готики. Все саб-жанры готики равны по своей роли и важности для формирования готики как музыки так и субкультуры.